[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
Ежи Сколимовский
Появление в Москве Ежи Сколимовского вместе со своими фильмами столь же значимо, как в свое время реабилитация в бывшей метрополии таких "предателей социализма", как Милош Форман, Роман Поланский и Душан Макавеев. Все они стали пионерами единой Европы и современного мира, в котором лютые и нетерпимые фундаменталистские идеологии рассматриваются как пережитки ХХ века. Все они силой своей личности пробили брешь в стене, искусственно воздвигнутой между странами и культурами.
Ежи Сколимовскому на роду было написано сыграть эту роль. В нем течет только половина польской крови, зато еще четверть русской и столько же французской. Он был лидером молодого поколения поэтов и кинематографистов, готовых придти на смену "польской школе": недаром написал сценарий к "Невинным чародеям" Анджея Вайды, а потом - к "Ножу в воде" Романа Поланского. Его первые режиссерские опыты - "Барьер", "Вальковер" - стали знаками обновления польского кино.
А потом началась его международная карьера - в Германии, Англии, Америке. От фильмов о трудной жизни эмигрантов ("Лунный свет") до экранизаций большой литературы ("Вешние воды" по Тургеневу, "Король, Дама, Валет" по Набокову). Он всегда шел своим путем, стремясь сохранить авторское лицо даже в коммерческих проектах. И сегодня, в эпоху индустриального кино, его опыты выглядят штучными, а многие из старых картин смотрятся удивительно современными. В этом могут убедиться зрители московской ретроспективы.
Последние два десятилетия Сколимовский больше занимался живописью, чем кино, и достиг в ней не меньшего признания. Но вот появился фильм "Четыре ночи с Анной" -- и мы опять увидели прежнего Сколимовского. Несмотря на его космополитизм, увидели режиссера с чувствительной славянской ментальностью, а проще говоря - с нежной и чуткой душой.
Андрей Плахов