[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
Земля дрожит
Творчество Арутюна Хачатряна представляет собой образец чистой кинематографической формы, в рамках которой этому армянскому режиссеру удается выразить острые, жестокие противоречия современного мира. В его фильмах находит отражение трудная судьба Армении: экономический и психологический стресс, социальное расслоение и бедность, последствия страшного землетрясения, межэтнические конфликты на Кавказе, война с Азербайджаном за спорную территорию Нагорный Карабах, проблемы утверждения независимости и молодой демократии.
В фильмах Арутюна Хачатряна "Конд" и "Белый город", появившихся еще на излете советской эпохи, во времена горбачевской перестройки, уже ощущается предчувствие этих тектонических сдвигов. В этих фильмах виден конфликт между клише официальной идеологии и реальной жизнью проблемных городов и регионов, которую режиссер отслеживает с тщательностью документалиста и пристрастностью поэта. Его работы сложились на стыке реализма и фикции, документа и фантазии. Их жанр трудно определить, ибо они не отвечают традиционным представлениям об игровом кино, и в то же время не вписываются в каноны документалистики.
Это тем более относится к фильму "Ветер забвения", где документальное кинона блюдение сплетено с воль ным переложением библейской темы "блудного сына" с отъез дом, скитаниями, горьким воз вращением армян на историческую родину. Арутюн Хачатрян пережил вместе со своей родиной трудные 90-е годы, когда индустриальная инфраструктура кинематографии была разрушена. В 1991 году появился его фильм "Возвращение на Землю обетованную", следующий - "Документалист" -- датирован только 2003-м. В течение десяти лет, даже больше, профессия режиссера как бы не существовала. Тема "Документалиста", работа над которым заняла восемь лет, - лично глубоко пережитый художником опыт переходного времени.
Последний на сегодняшний день фильм Арутюна Хачатряна называется "Возвращение поэта". Его герой фильма -- армянский поэт Дживани, родившийся в том же самом, населенном армянами Ахалкалакском районе Грузии, что и режиссер Хачатрян, только на столетие раньше. В фильме показано, как великому поэту из камня вырубают памятник и везут на его родину, в село Карцахи. Путешествие каменной статуи по Армении становится поводом для поэтического осмысления природы, деревенского и городского быта, истории страны.
Андрей Плахов