[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
Кино Грузии- от "Клятвы" до "Покаяния"
Ретроспективный показ грузинских фильмов предлагается зрителям Международного московского кинофестиваля в достаточно сложное время, когда государственные взаимоотношения между Россией и Грузией невозможно назвать не только дружественными, как это в идеале и должно бы быть между ближайшими соседями, но и просто нормальными. Именно поэтому сейчас представляется важным не подбрасывать очередную вязанку хвороста в костер разгорающейся неприязни, а, немного отойдя в сторону, вспомнить о прошлом и постараться хоть в самых приблизительных чертах спрогнозировать будущее.
Кино дает для этого замечательные возможности.
Вряд ли кто может опровергнуть, что в кругах, прежде всего, российских зрителей, но также и зрителей многих стран мира уже давно сложилось
устойчивое мнение, что Грузия, входившая в состав Советского Союза, дала нетленные образцы высокого искусства, чья неповторимая самобытность на протяжении десятилетий вызывала и продолжает вызывать чувство восхищения и гордости за талант маленького народа, сумевшего сказать свое слово в гигантской панораме мирового культурного процесса. Но при этом не следует забывать, что, замешанное, в первую очередь, на национальных традициях, грузинское кино было частью, и весьма заметной, многонационального советского кино, развиваясь в тесном взаимодействии с искусством других союзных республик, прежде всего, Российской Федерации. Отрицать это не только странно, но просто-напросто глупо. В кино по большому счету нет деления на больших и маленьких, старых и молодых, главных и второстепенных. Как говорил знаменитый фрвнцузский киноархивист, один из основателей и многолетних руководителей Французской синематеки Анри Ланглуа, "все фильмы рождаются свободными и равными".
Столь же странно отрицать, что грузинское кино, особенно начиная с пятидесятых годов, выросло на "вгиковских дрожжах", поскольку практически все его крупнейшие мастера прошли через аудитории Всесоюзного Государственного института кинематографии, через его кинозалы, монтажные, библиотеку, общежитие. И когда по окончании института они пришли в съемочные павильоны киностудии "Грузия-Фильм", у них за плечами были уроки больших мастеров, сотни увиденных и обсужденных фильмом, тот огромный пласт мировой культуры, без которой невозможно создать что-либо стоящее. Об этом тоже полезно сейчас напомнить.
Зачастую читая и выслушивая весьма спорные политические заявления некоторых высокоодаренных художников да и сами иногда прибегая в дискуссиях, скажем так, к небезупречной лексике, мы ни при каких условиях не согласимся на то, чтобы заняться обличением грузинского народа в целом, и уж никто не заставит (слава Богу, и не заставляет) отказаться от бесконечной, граничащей с нежностью любви к режиссерам, сценаристам, операторам, актерам Грузии, которые навсегда вошли в нашу память и стали частью нашей жизни. Вот те простые истины, которыми руководствовался фестиваль, решив предложить своим зрителям ретроспективу грузинского кино.
Она ограничена временными рамками - от "Клятвы" Михаила Чиаурели (1946 год), одного из самых характерных примеров т.н. "сталинского барокко", которым в настоящее время весьма интересуются во всем мире, до "Покаяния" Тенгиза Абуладзе (1986 год), центральной ленты периода "Перестройки". В эти сорок лет вместилось очень многое, и, прежде всего, именно тогда были слеланы те картины, которые составили славу кино Грузии, удивительные, ни на что не похожие ленты, горькие и смешные, пронизанные любовью к людям и весьма зорко подмечающие их зачастую непростительные недостатки, обращенные, прежде всего, к своим соотечественникам, но делающие это так, что в любой части Земли становятся понятны и близки грузинская история, грузинская культура, грузинский быт, грузинская мечта и грузинская вера, всё то, без чего не может жить народ и развиваться страна.
Будем рады, если это у нас хоть в малой степени получилось.
В 2009 году отмечается 100-летие со дня рождения Серго Закариазде, великого грузинского и великого советского актера, бессмертного Георгия Махарашвили из "Отца солдата". В 1965 году он был удостоен за эту роль премии Международного московского кинофестиваля, и теперь мы позволили себе посвятить ему нашу ретроспективу как связующему звену между прошлым и настоящим и с надеждой на то, что сделанное им пригодится и будущим поколениям.
Владимир Дмитриев