Московский Международный Кинофестиваль
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Информация для журналистов

[an error occurred while processing this directive]

Пресс-релизы

[an error occurred while processing this directive]

Новости

[an error occurred while processing this directive]

Аккредитационная форма (.doc, 44 Kb)

[an error occurred while processing this directive]

Расписание пресс-конференций

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Расписание

[an error occurred while processing this directive]

Каталог фильмов

[an error occurred while processing this directive]

Кинотеатры

[an error occurred while processing this directive]

Регламент

[an error occurred while processing this directive]

О призах

[an error occurred while processing this directive]

Призы

[an error occurred while processing this directive]

Спонсоры и партнеры

[an error occurred while processing this directive]

Архив ММКФ

[an error occurred while processing this directive]

Фотографии

[an error occurred while processing this directive]

Манеж онлайн

[an error occurred while processing this directive]

Фестивальный клуб

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Гости

[an error occurred while processing this directive]

Пресса

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Программы


Программа 59-09


Когда в прошлом году состоялся 30-й по счету Московский международный кинофестиваль и был издан по этому случаю специальный буклет с фотографиями деятелей кино и справками о членах жюри и награжденных фильмах, многие журналисты и даже организаторы фестиваля поневоле путались, говоря о тридцатилетнем юбилее.

На самом-то деле, ММКФ гораздо старше - и ныне ему исполняется уже полвека, во что довольно трудно поверить, особенно тем, у кого на глазах этот фестиваль возник и продолжает существовать. Просто в советские времена он проводился раз в два года, по нечетным годам, в очередь с Карловарским. Поэтому так уж получилось, что 31-й Московский международный кинофестиваль приходится на год его пятидесятилетия.
Впрочем, более дотошные знатоки кинематографа могли бы вспомнить, что самый первый фестиваль в Москве прошел еще в 1935 году, но потом эта традиция не была поддержана.

Однако не случайно, что возобновление ММКФ произошло уже в пору оттепели. Своеобразной ласточкой, которая предвещала появление этого кинофестиваля, следует считать конкурс фильмов, проведенный в рамках известного Фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Тогда, кстати, наградили не только «Канал» Анджея Вайды, но и «Весну на Заречной улице» Марлена Хуциева и Феликса Миронера. И кинематографическая весна настала также и в обновляющейся стране.

Когда теперь перечитываешь названия тридцати картин, попавших в конкурсную программу I Московского кинофестиваля в 1959 году, то ненароком выискиваешь в них особый смысл, который как бы перекликается с изменившимися временами. Французский «Приговор» Жана Валера и чехословацкое «Бегство из тени» Иржи Секвенса - это вроде как попытка преодолеть недавнее прошлое. А пакистанский «Настанет день» Аджая Кардара и западногерманская лента «Мы - вундеркинды» Курта Хоффмана, напротив, давали надежду на будущее. В любом случае, в эту новую эпоху оказалась прежде всего интересной «Судьба человека» (Сергей Бондарчук снял ее по рассказу Михаила Шолохова), даже если исход конкретной биографии невыдуманного персонажа являлся трагическим, как в американском «Дневнике Анны Франк» Джорджа Стивенса.

Надо отдать должное устроителям тогдашнего ММКФ, что они осмелились включить во внеконкурсный показ не только легкомысленную французскую комедию «Бабетта идет на войну» Кристиан-Жака (у нас-то жанр военной комедии был долгое время вообще недопустимым). Практически сразу после Каннского фестиваля 1959 года был привезен в Москву весьма спорный, с точки зрения советских идеологов и блюстителей нравственности, поистине новаторский и этапный фильм в истории мирового кинематографа - «Хиросима, моя любовь» Алена Рене по сценарию Маргерит Дюрас.
Все вышеперечисленные картины, как и замечательную «Музыкальную комнату» индийского режиссера Сатьяджита Рея, прежде отмеченного премиями в Канне и Венеции, можно увидеть в нынешней программе «1959-2009». Она отдает дань I Московскому международному кинофестивалю, но одновременно должна свидетельствовать о том, что ленты пятидесятилетней давности все еще вписываются в текущий кинематографический контекст, а в ряде случаев способны восприниматься даже в новом свете.

2009 актуализирует 1959. Полвека - это хорошая проверка временем и для фильмов, и для фестиваля.


Сергей Кудрявцев