При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЗА МНОГОЛЕТНЕЕ СЛУЖЕНИЕ ИСКУССТВУ КИНО

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЗА МНОГОЛЕТНЕЕ СЛУЖЕНИЕ ИСКУССТВУ КИНО - СВЕТЛАНА ДРУЖИНИНА (Россия) 
Острый ум, чувство вкуса, а главное – характер. То, что нужно, чтобы бросить вызов предопределенности судьбы. Потребовать чего-то большего и, может быть, другого, когда всё и так вроде бы складывается замечательно. Это про Светлану Дружинину. Молодая талантливая актриса так ярко дебютировала в оттепельном кино, что не было сомнений – перед нами будущая звезда. На фоне простоватых «девчат» из одноименного кинохита Юрия Чулюкина ее Анфиса казалась более глубокой и неоднозначной, и во многом это была заслуга самой актрисы. Возможности открывались колоссальные, но в середине 60-х Светлана Дружинина перестает сниматься в кино: у нее были планы, связанные с другой профессией, которая в те годы, к тому же, считалась очень мужской.
Дружинина-режиссер не искала легких и «выигрышных» тем: почти сразу предметом ее интереса стал исторический материал, многообразный, но сложный, а в глазах советского киноначальства еще и опасный. Вся «правда» о прошлом, тем более – дореволюционном, тщательно дозировалась. Первый же полный метр Дружининой «Исполнение желаний» – это именно поиск правды, духа 1920-х, не залакированного «революционной романтикой». Тема «лишних людей» в постреволюционных Петрограде и Москве, старой русской интеллигенции, к которой подступают рвачи, циники, доносчики, впервые появилась здесь – задолго до перестройки, статей о «философском пароходе» и мемов из «Собачьего сердца».
Ну и, конечно, «Гардемарины». В дни той самой перестройки, когда зрители, казалось бы, захлебнулись в остроактуальном кино- и телеконтенте, Дружинина сделала невозможное. Влюбила миллионы в идеалы другой эпохи (казалось бы, совсем «не до неё»!), напомнила, что есть чистая романтика, кинематограф идеалистических героев, мелодичных песен, гимнов братства и чести. Это был не просто наш национальный вариант «Один за всех и все за одного», но и та отдушина, отдых от неприглядной современности, который, как оказалось, нужен многим.
В новом веке Светлана Дружинина взяла новую высоту: в эпоху, когда, казалось, уже умер жанр киноэпопеи, она выстроила грандиозное художественное полотно – «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-й». Тринадцать лет, восемь фильмов, еще одна историческая эпоха, мощно высвеченная для современников.
Труженица, героиня, и в чем-то – в лучшем – тоже человек других эпох, когда абсолютом были достоинство, порядочность и честь.
Игорь Савельев
Ежедневное фестивальное издание