СИМОНА СИНЬОРЕ. ИВ МОНТАН. ДВОЕ

Симона Синьоре появилась на свет ровно сто лет назад, 25 марта, в немецком Висбадене, Ив Монтан – спустя 9 месяцев в итальянской Тоскане. Они встретились в августе 1949 года на французском Лазурном Берегу, в городке Сен-Поль-де-Ванс и влюбились друг в друга. Так родилась эта семейная звездная пара, которой суждено было вписать одну из самых ярких страниц в истории французского и мирового кино.
«Задумчивый голос Монтана звучит на короткой волне», - спел Марк Бернес в 1956 году, и эта песня стала одним из символов нашей «оттепели». А «задумчивый голос Монтана» с тех пор всегда с нами. Обаятельный, харизматичный шансонье Ив Монтан, рассказывающий в своих чудесных песнях о простых французах – рабочих, дальнобойщиках, солдатах, «сократил большие расстоянья» и принес в наши дома частичку далекой Франции.
Ив Монтан вместе с супругой приезжал к нам на гастроли в 1956 году, где актерам был оказан самый радушный прием; они были гостями ММКФ 1963 года. Выход фильма «Признание» Коста-Гавраса после ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году, в котором снялись Монтан и Синьоре, неприятие Монтаном внешней политики СССР, послужило началом официального охлаждения к нему советских властей.
Но голосу Монтана, фильмам Монтана и Синьоре были неподвластны политические игры, они «сократили большие расстоянья».
В ретроспективу фильмов, посвященную столетию со дня рождения Симоны Синьоре и Ива Монтана, мы включили несколько фильмов, в которых они снимались вместе. Их немного, актеры очень редко образовывали влюбленную пару - порывистый, часто легкомысленный, чуть простоватый Ив и строгая, породистая, изысканная Симона, воплощающая саму женственность.
Снимались вместе они в «Салемских колдуньях», фильме Раймона Руло 1957 года по пьесе Артура Миллера. К сценарию приложил руку и Жан-Поль Сартр. Получилась не столько религиозная притча о зле и страхе, сколько семейная драма, в которой разыгрывается ситуация любовного треугольника: терпеливая, преданная жена, простоватый, неотесанный муж и юная девица (одну из своих первых ролей сыграла здесь Милен Демонжо, будущая Миледи из «Трех мушкетеров» Бернара Бордери). Надо сказать, что история об оговорах, клевете, основанная на идеологии, оправдывающей ложь и насилие, звучала в те годы весьма современно. 
Одна из самых известных драм французского режиссера Коста-Гавраса «Признание» основана на книге воспоминаний чехословацкого коммуниста Артура Лондона. Она рассказывает о политических процессах, когда Европа еще не отошла от ран Второй мировой, и в странах соцлагеря полным ходом шла чистка партийных рядов. Однажды заместителя министра иностранных дел Чехословакии, правоверного коммуниста, верящего в мудрость партии, помещают в одиночную тюремную камеру без объяснения причин почти на два года. От него отрекаются друзья, супруга (Симона Синьоре), и он на собственной коже испытывает все «прелести» режима, использующего любые репрессивные методы – слежки, пытки, самооговоры, клевету. Ив Монтан показывает перерождение этого человека, его внутренний путь – от первых страхов, бесконечных рефлексий до катарсиса – прозрения, разочарования в коммунистической идее.
«Пистолет «Питон 357» Алено Корно – отличный детектив с закрученной интригой, который держит зрителя в напряжении от начала и до конца. Монтану досталась здесь роль стареющего, усталого полицейского, которому явился «последний в жизни шанс» в лице молодой девушки, ведущей двойную жизнь (Стефания Сандрелли), и который сам становится участником криминальной истории. Симоне – не побоявшейся выглядеть некрасивой, даже уродливой – досталась роль супруги его соперника (Франсуа Перье), парализованной, расплывшейся женщины, но женщины, как всегда, жертвенной и мудрой.
Великая Симона Синьоре снималась у лучших режиссеров Франции и мира. У Жака Беккера – в ретроспективу включена криминальная мелодрама «Золотая каска» (1952). Здесь Симона – яркая блондинка, украшение данс-холла, которая прозвана за свои прекрасные волосы «Золотой каской». Опасная разрушительная страсть к раскаявшемуся бандиту (Серж Реджани), соперничество и зависть в банде… Симона Синьоре на экране – это всегда женщина с прошлым, с судьбой. И даже здесь, в этой простой криминальной мелодраме, где она играет уже было разочаровавшуюся в любви женщину с порочным прошлым, которая сохраняет свет в душе и способность к самопожертвованию.
Снималась она и у Марселя Карне. В очередной экранизации «Терезы Ракен» Эмиля Золя по сценарию Шарля Спаака она с полной самоотдачей играет женщину, пытающуюся вырваться из мира серости, убогости, унижений, женщину, одержимую страстью, все еще мечтающую о большой любви.
Одна из лучших ролей Симоны Синьоре – Элис, зрелая, мудрая красавица, влюбившаяся в честолюбивого и не стоящего ее любви слабака и карьериста Джо в одном из важнейших фильмов «британской новой волны» «Путь наверх» Джека Клейтона. За выдающееся исполнение роли сильной, страстной, умной женщины в этом фильме Симона Синьоре, одна из немногих французских актрис, была удостоена премии Американской киноакадемии «Оскар» (она еще раз была номинирована на эту премию за роль в фильме Стенли Крамера «Корабль дураков»).
Фильм Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх» 1953 года до сих пор является одной из вершин в жанре триллера в форме роуд-муви. Перевозка на грузовиках по плохой дороге четверкой бедолаг, смертельно нуждающихся в деньгах, взрывоопасного нитроглицерина, когда каждая ямка, малейшая рытвина на дороге кажется смертельным концом, заставляет зрителей и сегодня трястись от ужаса и напряжения. И особенно – от страха за жизнь одного из храбрецов, роль которого исполняет отважный, мужественный, несравненный Ив Монтан. 
И «на сладкое» в нашей ретроспективе – комедия-мелодрама прославленного Джорджа Кьюкора «Займемся любовью» (1960 г.). В ней усталый бизнесмен, любимец женщин – в его роли, конечно же, харизматичный и в немолодом возрасте, и даже немного поющий и танцующий Ив Монтан – влюбляется в милую и очаровательную блондинку. Именно с этой актрисой (с самой Мэрилин Монро!) ему и предлагают «заняться любовью». На сцене, конечно (хотя короткий роман был у Монтана с Монро и в жизни).  Впрочем, как и с многими другими женщинами, что терпела и прощала его великая супруга Симона Синьоре, которую он не оставлял до конца ее дней и с которой воссоединился на небесах спустя шесть лет после ее смерти.
Остается только добавить, что «задумчивый голос Монтана» будет звучать на Московском кинофестивале перед каждым сеансом, который будут предварять кадры из фильма Сергея Юткевича «Поет Ив Монтан» и хроники пребывания прославленной пары на ММКФ 1963 года.
Евгения ТИРДАТОВА
куратор программы
Ежедневное фестивальное издание